Статьи на русском языке

Русская печь – история возникновения

Не существовало на Руси такой избы, в которой не было русской печки. Русская печь – это уникальный предмет в восточнославянской культуре и самый яркий символ русского духа. Она являлась незаменимым помощником, обеспечивала тепло в доме, готовила пищу, помогала в стирке, а также сохраняла тепло в месте для сна. В этой статье мы с вами рассмотрим […]

0%

Русская печь – история возникновения

Статьи на русском языке

Русская печь

Не существовало на Руси такой избы, в которой не было русской печки. Русская печь – это уникальный предмет в восточнославянской культуре и самый яркий символ русского духа. Она являлась незаменимым помощником, обеспечивала тепло в доме, готовила пищу, помогала в стирке, а также сохраняла тепло в месте для сна. В этой статье мы с вами рассмотрим историю происхождения русской печи и её особенности.

История происхождения русской печи

Первые сооружения для отопления домов, которые стали прообразами нынешних русских печей, появились около четырёх тысяч лет назад. Люди поняли, что сохраняемый ими огонь можно спрятать под крышу. Вплоть до VIII века печи были без трубы, поэтому весь дым выходил через двери, из-за этого на потолке и стенах избы скапливались слои сажи. Чуть позже над печами соорудили отверстия в крыше и поставили деревянные трубопроводы. Затем в XVIII веке стали применять огнеупорные кирпичи и у русской печки появилась кирпичная труба, которая возвышалась над избой. Поэтому можно утверждать, что впервые классическая русская печь появилась именно в XVIII веке.

Русская печь

Внешний вид русской печи

Описание традиционной русской печи встречается во многих пособиях и исторических очерках. Также повышенное внимание к русской печи уделялось в русских сказках, в которых её образ упоминался достаточно часто и символизировал уют и достаток. Часто печку украшали различными росписями. Это делалось не только для того, чтобы придать печи эстетический вид, но и для оберега жилища от нечистой силы.

Назначение русской печи

Русская печка должна была выполнять несколько главных задач – это отопление помещения и приготовление пищи. Для равномерного отопления всех помещений она устанавливалась в центре избы, чтобы через находящиеся по близости окна и двери не вытягивалось тепло.

Русская печь

Русские печи больших размеров использовались в качестве бани. После того как ее растапливали, место, куда укладывались дрова, тщательно вычищали и застилали соломой. Далее туда ставили чугуны с водой и можно было принимать водные процедуры. Взрослые купались самостоятельно, а детей помещали внутрь на специальной лопате.

И конечно же на печи отдыхали и спали. Место для сна называли полотью, иными словами, это были полки, на которых спали. Они устанавливались между стеной и печью. Места для сна строились в два яруса. На первом ярусе чаще всего спали взрослые, а на втором дети. На полках вмещалось до шести человек.

Русская печь

В заключении

Русскую печь по праву можно назвать основой традиционного крестьянского быта. Даже сейчас, наряду с нашими предками, которые всю жизнь прожили около русской печи, появляется все больше любителей и ценителей этого уникального изобретения, охраняющее домашний очаг.

You may be interested

ALL POSTS
News and interesting facts

Why do people speak Russian in Daugavpils?

As it seems to us, Daugavpils is the best place to learn Russian now, because our city is situated in the EU and NATO, but at the same time 90% of the city’s population speak Russian at home.

Learn more
Research publications

ЭТЮД О ДВИНСКЕ

Etude on Dvinsk by F.Fedorov

The Baltic region is one of the most catastrophe prone regions of the 2nd millennium, especially its second part; it is the centre of attraction of ‘geopolitical’ interests of the European world. Probably the most tragic fate has befallen to the eastern part of the present Latvia and its multi-titled town of Dinaburg – Dvinsk – Daugavpils. During its 730 years long history, the town went through five rather autonomous periods of development, five different lives (German, Polish, Russian, Latvian, Soviet), and at the beginning of the 1990s it entered into the 6th period.

The history of Dinaburg – Dvinsk – Daugavpils is the history of five attempts by the town to begin its life anew; and this is determined not only by the fact that the town was four times burned down and had to start life from scratch, but first and foremost because each of these periods was characterized by a total change of ethnos and the socio-cultural field.

The present article deals with the cultural space of the town in one of the most efficient periods of its development – from the 1860s till World War I.

Learn more