A Traditional Russian Souvenir - Matryoshka
Статьи на русском языке

Русский традиционный сувенир – Матрёшка

Матрёшка – это традиционный русский сувенир и самая популярная кукла, которая появилась в России в 1890 году. Изначально матрёшка задумывалась как игрушка для детей, но затем многие заметили в ней черты русского национального характера и она стала одним из символов русского народного искусства и традиционной культуры.  История создания Прототипом куклы стала разъемная японская фигурка буддийского […]

0%

Русский традиционный сувенир – Матрёшка

Статьи на русском языке

Русский традиционный сувенир - Матрёшка

Матрёшка – это традиционный русский сувенир и самая популярная кукла, которая появилась в России в 1890 году. Изначально матрёшка задумывалась как игрушка для детей, но затем многие заметили в ней черты русского национального характера и она стала одним из символов русского народного искусства и традиционной культуры. 

История создания

Прототипом куклы стала разъемная японская фигурка буддийского святого Фукурума, в котором также, как и в русской матрёшке, находилось несколько фигурок, различающихся по размеру. Токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин были первыми создателями русской матрешки, которая состояла из восьми куколок.

История имени

Русскую деревянную куклу, одетую в сарафан и передник, изначально назвали именем Матрёна, так как в дореволюционной России оно было весьма популярным и ассоциировалось с матерью многодетного семейства. Затем ее прозвали ласково – матрёшка. Также она отражает образ русской красавицы, которая воспета в многочисленных русских сказках и песнях.

Русский традиционный сувенир - Матрёшка

Символом материнства является образ женщины, матери большого семейства. Плодородие, продолжение рода и бесконечность жизни – это то, в чем скрывается глубокий и символический смысл игрушки.

Как изготавливают русскую Матрёшку?

Процесс изготовления матрёшки достаточно сложный и требует от мастеров определенного профессионализма. Древесина, из которой будут вытачивать будущую Матрёшку, должна быть мягкой. В основном при изготовлении используют липу, крайне редко берёзу, ольху или осину. Обычно брусья заготавливают зимой или ранней весной. Затем с них снимают кору, но не полностью, чтобы потом при сушке древесина не потрескалась.

Далее готовую древесину складывают и сушат в течение нескольких лет. Обработать древесину можно тогда, когда она уже достаточно сухая. В итоге каждая заготовка проходит большое количество операций.

Русский традиционный сувенир - Матрёшка

Первой изготавливают неразборную и самую маленькую куколку. Это необходимо для того, чтобы по ее размерам, определить размеры второй куколки, в которую она будет помещена. Измерив высоту второй фигурки, она разрезается на верхнюю и нижнюю часть. Внутри обеих частей удаляют древесину так, чтобы первая куколка плотно вошла во вторую. Затем этот же процесс повторяется заново с другими фигурками.

Сейчас в наше современное время на основе классической матрёшки делается множество сувениров с изображениями политиков, спортсменов и других знаменитостей.

Роспись Матрёшек

Перед началом росписи готовых матрёшек грунтуют, после чего их покрывают лаком. В 19 веке для росписи этих игрушек использовали гуашь. В наши дни, помимо гуаши, используют также анилиновую краску, акварель или темперу. В первую очередь разрисовывали лицо матрёшки и передник, затем сарафан и косынку.

Русский традиционный сувенир - Матрёшка

Хоть матрёшка и выглядит как старинная игрушка, но она всегда являлась наглядным воплощением времени. Матрёшка, как особая форма народного творчества, обладает большим потенциалом. Она не только передает глубокую историю, но и развивается вместе со временем.

You may be interested

ALL POSTS
News and interesting facts

Why do people speak Russian in Daugavpils?

As it seems to us, Daugavpils is the best place to learn Russian now, because our city is situated in the EU and NATO, but at the same time 90% of the city’s population speak Russian at home.

Learn more
Research publications

ЭТЮД О ДВИНСКЕ

Etude on Dvinsk by F.Fedorov

The Baltic region is one of the most catastrophe prone regions of the 2nd millennium, especially its second part; it is the centre of attraction of ‘geopolitical’ interests of the European world. Probably the most tragic fate has befallen to the eastern part of the present Latvia and its multi-titled town of Dinaburg – Dvinsk – Daugavpils. During its 730 years long history, the town went through five rather autonomous periods of development, five different lives (German, Polish, Russian, Latvian, Soviet), and at the beginning of the 1990s it entered into the 6th period.

The history of Dinaburg – Dvinsk – Daugavpils is the history of five attempts by the town to begin its life anew; and this is determined not only by the fact that the town was four times burned down and had to start life from scratch, but first and foremost because each of these periods was characterized by a total change of ethnos and the socio-cultural field.

The present article deals with the cultural space of the town in one of the most efficient periods of its development – from the 1860s till World War I.

Learn more