Статьи на русском языке

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

В одной из прошлых статей мы начали рассказ о советском плакатном искусстве. Тогда были затронуты работы, которые касались политики и общества. Сегодня мы хотим немного развить тему плакатного искусства в СССР и, как обещали, показать некоторые советские плакаты о безопасности на рабочем месте. О развитии плакатного искусства в СССР В 2005 году в музее Фолькванга […]

0%

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Статьи на русском языке

В одной из прошлых статей мы начали рассказ о советском плакатном искусстве. Тогда были затронуты работы, которые касались политики и общества. Сегодня мы хотим немного развить тему плакатного искусства в СССР и, как обещали, показать некоторые советские плакаты о безопасности на рабочем месте.

О развитии плакатного искусства в СССР

В 2005 году в музее Фолькванга в немецком городе Эссен с большим успехом экспонировалась выставка русского плакатного искусства «Реальность утопии». Выставка стала результатом многолетнего проекта, который совместно реализовали Институт русской и советской культуры, Российская государственная библиотека и Русский университет (г. Бохум, Германия). Результатом этой работы стала монография и огромная электронная база данных, которая включает в себя 3500 плакатов и 100 биографий.

Что вызывает такой интерес к советскому плакату? Некоторые искусствоведы считают плакат самой удачной формой реализации соцреализма как искусства. Именно плакат смог реализовать себя наилучшим образом в рамках данной концепции. Литература, например, можно сказать не имела права быть нейтральной и аполитичной. Так же, как и живопись, которая в рамках советской системы была вынуждена стать реалистической по форме, и обязательно идеологизированной по содержанию. Лишь в некоторые периоды «большое искусство» могло чувствовать себя немного свободнее, а в остальные находилось в подполье.

Плакат же, будучи прикладным искусством в большинстве случаев не чувствовал над собой давления идеологии. Но, скажете Вы, ведь все плакаты, которые мы показывали в прошлой статье были сугубо пропагандистскими! Это так, и наша цель тогда была именно их и показать. Но, если посмотреть на статистику, то мы увидим, что практически во все годы количество политических плакатов составляло чуть менее 20% от общего их числа. Остальные 80% составляли детские, инструктивные, учебные и информационно-рекламные плакаты. Идеология в них отходила на второй план, главным становилась их утилитарная функция, и тут художникам была дана относительная свобода в выборе средств. В какой-то степени иронично, что многие действительно выдающиеся художники стали таковыми в рамках именно прикладного искусства, которое, традиционно, многими считается чем-то менее значимым, чем т.н. «чистое искусство».

Посредством плаката руководство страны общалось с народом. Так как это общение было односторонним, важным было максимально точно донести до человека ту или иную информацию, поэтому целенаправленно развивался язык плаката. Так при Государственной академии искусств и во многих профильных организациях (например, при Московском Союзе Советских Художников) существовали специальные секции плаката, которые разрабатывали данное направление.

Одновременно с этим немалую роль сыграло и то, что в СССР плакатное искусство во всех своих направлениях непрерывно развивалось весь период существования страны. Плакаты не только создавались по определённым поводам, в честь значимых событий, они иллюстрировали многие аспекты жизни советского человека, носили дидактическую функцию. Наиболее ярко это отразилось в плакатах, которые призывают соблюдать технику безопасности на рабочем месте. Их язык максимально концентрированный, понятный, и, что самое главное, наглядный. Советским плакатистам удавалось создавать такие работы, которые лучше любого списка правил показывали, что может случиться с нерадивым работником. Не верите? Взгляните сами!

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Советские плакаты. Часть 2: безопасность на рабочем месте

Некоторые плакаты выглядят довольно жутко, не находите? Расскажите, что Вы думаете об этом в комментариях!

You may be interested

ALL POSTS
News and interesting facts

Why do people speak Russian in Daugavpils?

As it seems to us, Daugavpils is the best place to learn Russian now, because our city is situated in the EU and NATO, but at the same time 90% of the city’s population speak Russian at home.

Learn more
Research publications

ЭТЮД О ДВИНСКЕ

Etude on Dvinsk by F.Fedorov

The Baltic region is one of the most catastrophe prone regions of the 2nd millennium, especially its second part; it is the centre of attraction of ‘geopolitical’ interests of the European world. Probably the most tragic fate has befallen to the eastern part of the present Latvia and its multi-titled town of Dinaburg – Dvinsk – Daugavpils. During its 730 years long history, the town went through five rather autonomous periods of development, five different lives (German, Polish, Russian, Latvian, Soviet), and at the beginning of the 1990s it entered into the 6th period.

The history of Dinaburg – Dvinsk – Daugavpils is the history of five attempts by the town to begin its life anew; and this is determined not only by the fact that the town was four times burned down and had to start life from scratch, but first and foremost because each of these periods was characterized by a total change of ethnos and the socio-cultural field.

The present article deals with the cultural space of the town in one of the most efficient periods of its development – from the 1860s till World War I.

Learn more